"Что такое логопункт?"
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие
речи (ФФН) и общим недоразвитие речи (ОНР). Поэтому основная задача
учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи, в условиях детского
сада общеразвивающего вида. Занятия с такими детьми проводятся на логопункте
ДОУ.
Что же такое логопункт?
Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь
детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную)
группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.
А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия с
учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются
дополнительной услугой. Поэтому расписания занятий в ДОУ составляется таким
образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их
свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с
диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты
берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в
помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу,
то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия
с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей
старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в
очередь.дети более младшего возраста из средней группы могут получить
логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а
два.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально-подгрупповые, индивидуальные и
подгрупповые занятия проводятся -1, 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект,
конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком
индивидуальные занятия, их продолжительность, определяет логопед в зависимости
от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на
логопункте длятся от 10 до 15
минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция
звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 1 раз в неделю. Во вторую половину дня - 4
раза в неделю. В первой и во второй
половине дня проводятся индивидуальные занятия, подгрупповые и консультации с
родителями.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать
20 -25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству
детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей
могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не
всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на
освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на
очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело,
поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского
сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей!
Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно помещать консультации
со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в
неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью
малыша.