Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас
болезненно. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его
отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может
сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко
сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детское
учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых
взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п.
Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога.
Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с
заведующей, психологом, с воспитателями той группы, которую будет посещать
малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания
детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить специалистов с
привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных
чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет
впоследствии считаться с ними.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей.
В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный
уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их
приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни
приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего
двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали
свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими
родителями. Это скажется на их настроении. Психолог советует родителям
приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку,
когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми,
как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг
с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам
спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная
разлука не означает разрыва, отторжения от дома.
Впервые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем
на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время
пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели -
забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии
малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на
дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так
и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от
садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе
близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно
сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что
мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает
освоиться в новой обстановке.
В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой
свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон
уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от
расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку
переночевать в садикеи наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли
ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте
постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную
систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, -
на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр
телевизионных передач.
Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш
будет не в садике постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы.
Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого
любимого и дорого человека в мире – маму.