Диагноз ЗПР - сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть этот диагноз, порой своими действиями лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно
вовремя прийти к специалисту.
Что же является причиной такого отставания ребенка от своих сверстников?
Многодетные семьи, когда у родителей не
доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю
человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время.
Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее
время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология
беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни.
Классификация задержки психического развития (ЗПР)
Группадетей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии
предложено множество классификаций задержки психического развития.
Классификация, предложенная К. С. Лебединской, выделяет 4 клинических типа ЗПР.
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением
созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.
ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и
длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно
задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной
задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная
астма, хроническаядиспепсия, сердечно-сосудистая и почечнаянедостаточность, пневмонии идр.
ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными
условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким
обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую
неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии.
ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.
Коррекция задержки психического развития (ЗПР)
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских
неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция
задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы),
школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К
особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала,
опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности,
использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные
педагоги.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)
Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной
работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов
они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально
развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику
инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение
благоприятный условий для воспитания и развития.
Раннее обращение к специалистам - залог успешной адаптации в жизни таких детей!