Дети с ОВЗ- это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические, физические, умственные).
У детей ОВЗ наблюдается нарушения психифизического развития (речи, зрения,
слуха, ОДА, интеллекта), таким детям требуется специальное коррекционное
обучение и воспитание. Дети с ОВЗ могут обучаться как в обычных государственных
организациях образования, так и специальных коррекционных школах и детских
садах. Не все образовательные учреждения готовы принять таких детей. Учреждения
должны приспособиться под детей с ОВЗ.
С детьми с ОВЗ, занимается группа специалистов,
такие как, логопед, дефектолог, психолог, инструктор ЛФК. Данные специалисты
проводят комплексную работу по обучению таких детей. Многие думают, что ребенок с ОВЗ это страшно,
общество считает детей с ограниченными возможностями здоровья неполноценными. НЕТ!!! Ни в коем случае, сейчас развивается инклюзивное образование, которое способствует обучению таких детей.
Открываются специальные центры развития, в детских садах открывают специальные
группы для таких детей, есть специалисты, которые способны помочь ребенку в
обучении и воспитании. Диагностика таких детей проводится на ранних этапах развития, в младенческом возрасте.
Главную роль в обучении и воспитании таких детей играют не только коррекционные педагоги, но и родители. Главным для родителей является то, что в первую очередь родителям нужно принять тот факт,
что у них родился ребенок с ОВЗ. И чем раньше родители это осознают и примут,
тем легче будет в дальнейшем и ребенку и самим родителям.
Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения
прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей.
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только
самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях
растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в
семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку. Ведь в некоторых
случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят
какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и
заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера,
способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение
недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания
членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам
дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные
консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь
прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не
думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше.
Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном
уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с
надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже
прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы
привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём
поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком.
А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.
3. Общайтесь с ребенком. Самооценка ребёнка во многом
зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы,
испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и
интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь
событиями жизни ребёнка, его мнением.
Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях,
его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не
научится. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями,
т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше
ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет
легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять спокойствие,
доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими
людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие
своего окружения.
4. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на
маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте
всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без
особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна.
Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и
самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство
ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его
необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в
4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою
одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола,
может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте
его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за
чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это
стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным
и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в
действиях и принятии доступных ему решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не
жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою
любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже
нужны.
5. Помните о домашних занятиях. При задержке
психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное
внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал,
изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и
отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого
специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь,
что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога.
И главное - занятия должны быть регулярными.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
6. Развивайте у детей специальные умения и навыки.
Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его
приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите
детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления,
регуляции эмоционального состояния, отдыха.
7. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Записывайте,
что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что
узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите,
как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить,
а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте
специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
8. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям.
Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте,
ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о
других – это стимулирует развитие.
9. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей,
к которым направляют специалисты.