Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает
создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей
адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения
образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и
оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение
детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и
медико-социальной помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3)подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях
детского сада в группах
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут находиться и развиваться в обычном
детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким
ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
· Включать в занятия всех детей группы, независимо от
дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
· При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
· Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
· Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения
ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма,
стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные
стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
· создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
· осуществлять коммуникативную направленность обучения;
· строго индивидуализировать обучение;
· всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
· создавать условия для активного участия родителей и
замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное
учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные
потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной
атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как
все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может
реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в
полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.