2 апреля-Всемирный день
распространения информации о проблеме аутизма
Аутизм-что это? Что нужно знать об аутизме?
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и
характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным
отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью
интересов и повторяющимся репертуаром поведения.
Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое
расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости
от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка
аутизм, нет ничьей вины.
Проявления аутизма могут быть заметны и у грудных детей, однако ярче проявляются после года, а
очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам.
Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в
первые три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе
уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители
уже в младенчестве замечают характерные особенности.
Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их
становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной
степени заметными. Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с
аутизмом, а затем и взрослыми людьми с аутизмом.
Дошкольный возраст-это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского
аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.
К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм
как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями,
экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность
(стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра, то
естьрасстройствам, объединяющий все варианты схожих состояний, при которых
отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.
Первая группа симптомов, обязательных для постановки диагноза РАС
симптомов - нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы
аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен
«на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже
упорно отказываться от участия в общих играх.
Вторая группа симптомов -нарушения коммуникации. Многие дети с аутизмом гораздо позже других
начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются
руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы
взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать
много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Часто также они позже
других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат
обращенные к ним слова. Избегают контакта «глаза-в-глаза».
Третья группа симптомов, обязательных для постановки диагноза РАС
симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и
интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом, могут часто совершать повторяющиеся действия,
интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например,
взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление
симптомов этой группы очень разнообразно:
- расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается,
-может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки
(например, любит крутить колесо у машинки, не проявлять интереса к игрушкам и
восхищаться обычными предметами, например, обогревателем,
- может часто кружиться вокруг своей оси,
- может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами, часто многократно взмахивает руками.
Четвертая группа симптомов, связана с особенностями восприятия. Дети с аутизмом
могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум,
музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим
кажутся вполне комфортными по интенсивности.
Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, длительная коррекционная работа
являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра.
Родители - лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха только одна - если
ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не
успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволяют ему общаться
с миром. Аутисты- люди с такими же чувствами, как и все остальные.
Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.