Семья – это
первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания. Надо ли говорить для
чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит
одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли
возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то,
что может дать семья.
Где, как не
в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей
нужности.
Ребенок
подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые
люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для
него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность
малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и
взрослыми.
Многие
считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока
родители на работе. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия
родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Но,
сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать. Родители же зачастую испытывают
определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени
для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами и передоверяют воспитание ребенка телевизору, игрушкам-монстрам,
компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. И мы часто испытываем трудности в общении с родителями:
- Как заинтересовать законных представителей детей к совместной деятельности?
- Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса? Для того, чтобы
родители стали активными участниками, я перед собой поставила задачи:
1. Вовлечь их в организацию воспитательно-образовательного процесса.
2. Создать условия для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей.
В работе с родителями использую много различных форм работы:
- общие, групповые собрания;
-консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- открытые занятия;
- анкетирование;
-тестирование.
- родительский уголок: включающий различную информацию;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- выпуск газет;
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
- развлечения;
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей
явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно
казалось такой большой проблемой, но теперь обстановка иная:
- изменилось общение: взаимоотношения стали партнерскими. Уже видно, что родителям интересно
в детском саду, они советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше
организовать мероприятие, праздник;
- у активных родителей и дети становятся активными.
Решив поставленные перед собой задачи, я могу сделать вывод: как бы ни были хороши
педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором
становления личности является семья, так как ценностные установки и атмосфера
семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания
личности и основой ее жизненных ориентиров.
Наша основная задача - научить родителей правильно применять полученные знания в
воспитании детей. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад и семья.